Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Алена Воробьева
Объем: 6018 [ символов ]
Анна Яблонская: перед праздничным залпом
Ах, война, война, война…
Дурная тетка, стерва она.
 
Песня.
 
Аню Яблонскую унесла война. И, если говорить пышно, умерла она на пороге славы. И ее смерть была меной на бессмертие. Только я почему-то думаю – ни за что бы она не поменялась. Выбрала бы свою семью. И жила бы без этой внезапной посмертной славы: «Драматург Анна Яблонская погибла в результате теракта в Домодедово». Писала бы пьесы, растила дочь.
29-летнюю девчонку просто выдернули из Одессы в Москву, на один день, для вручения премии в журнале «Искусство кино» за ее пьесу «Язычники». Выдернули для того, чтобы дать дорогу в литературное и театральное будущее. И если бы не теракт, прошло бы вручение премии малозаметно для неотягощенного культурой российского обывателя – ну, мало ли премий вручается ежегодно в Москве, и стала бы Аня дальше двигаться к своему признанию, писать пьесы, вести дневник в ЖЖ, грустить, любить.
А ее выдернули – злой рок – 24 января 2011 года, и она выбрала самолет, и попала в число 35-ти погибших в результате взрыва в аэропорту Домодедово, и на звонок ее мужа, который набрал номер ее мобильного, чтобы узнать, долетела ли она, ответил кто-то из спецслужб, стоящий рядом с уже неживым ее телом. И ни Артем, ни трехлетняя Маша никогда больше не увидят ее улыбку – немного грустную… Улыбку ангела…
 
2004 год. Подмосковный пансионат Липки. Форум молодых писателей России. Были мы там вскоре после бесланской трагедии, и все фантазировали, как мы станем посмертно известны, если какой-нибудь террорист-смертник заберется в Липки. До трагедии в Домодедово – шесть с лишним лет. Что нам, в сущности, было – 23-24, уже с мужьями, но еще без детей, и смысл жизни – в литературе, и конечно, в славе, и конечно, в бессмертии. Что написано пером – по-любому не вырубишь. И неважно, какого рода это перо – гусиное, шариковое, электронное. У нас обеих – мастер-класс у Андрея Василевского и Татьяны Бек. И стихи Ани Яблонской (Машутиной) я читаю еще дома, в материалах к форуму. Стихи разные, яркие, спорные, вызывают вопросы. Распечатываю, делаю пометки на полях. А на форум Аня приехала с опозданием – то ли на третий, то ли на четвертый день. Не знаю – не самолетом ли – в то же самое Домодедово? Но уже до ее приезда на выставочном стенде форума красовалась ее книжка – Vinograd. Темно-синяя, с серебряным тиснением – драгоценная книжка! Настолько, что я, считая, что поэт должен быть эталоном, переступаю через свои принципы – и забираю книгу себе. В чем покаянно потом признаюсь Ане – и получаю в ответ ее ясную улыбку.
Она как-то оказалась с нами за одним столиком – чуть ли не подошла с чемоданом именно к нам, узнать, как тут дела. И даже получилось так, что мы, все амбициозные, почему-то в итоге сидели вокруг нее. То ли красота ее нас так заворожила, то ли магнетическая притягательность цельной творческой личности. Длинные золотые волосы, фарфоровая кожа, светлые глаза – похожая на ангела, написанного карандашом Леонардо да Винчи, ундина, русалка, принцесса морского царя… Молодая, подающая надежды, поэтесса – но такая, что вот вошла, села, заговорила – и сразу стало ясно, что мы – одного круга, но у нее кровь голубее, она – хрупкая, неземная, с каким-то легким свечением, исходящим от света ее лица – спокойная, настоящая, не играющая в литературу. И говорили – и о стихах, и о любви – на одном языке – обо всем, что всегда будет волновать.
Помню один такой замечательный момент: Татьяна Бек (тоже потом внезапно ушедшая) говорила, что в Анином творчестве ей не хватает именно одесского фольклора. Да и для меня самым одесским писателем был Исаак Бабель. И в Аниных стихах удивила как раз серьезная интонация современной литературы, поэзии – не местный колорит, а ответственность не только за каждое слово, но и за каждое чувство, за хрупкость мгновения, мимолетность бытия – и даже незначащего быта. Особенность ее мироощущения перевернула мои представления об одесской литературе, приподняла от заштампованности восприятия. Хотя впоследствии дань одесскому колориту она отдала в своих пьесах – например, «Лодочник». После семинара в Липках мы переписывались, обменивались смс. Потом закрутила жизнь – Аня готовилась стать мамой. Я была уверена, что она сделает в творчестве большой перерыв. Но она продолжала работать, как будто знала, что времени, отпущенного ей на жизнь и на дар, осталось гораздо меньше, чем ей казалось.
 
Выдернули – и дали дорогу в бессмертие. Самый прямой билет – в один конец только. И кричат теперь в блогах и комментариях - мол, смотрите, звери, кого вы убили! Да зачем беса-то тешить? Они только радуются сейчас – удачно попали! Аню не вернешь теперь. А она знала – предчувствовала, и писала в своем ЖЖ за месяц до гибели, что в одесском аэропорте – нулевая видимость. Жаль, что 24 января там было ясно. И предпоследнее: «Пустоту не лечат» - та самая пустота, одиночество души, внезапно разлученной с телом, с родными – только творческие люди, будучи молодыми, красивыми, успешными, при любящей семье, могут эту пустоту внутри себя ощутить. Жить бы да радоваться – в чем пустота? Безысходная грусть идущего на заклание – в последних ее стихах, написанных за три дня до смерти:
Дождь и другие явления химии и природы…
Смотришь на эти вещи и думаешь, что все изменится,
Надеешься, что дождь воздействует как перекись водорода -
Дождем заливаешь рану и ждешь, когда рана вспенится,
Каких-нибудь знаков требуешь от дерева и небосвода,
Считаешь количество кошек, исчезнувших в подворотне,
Крики кукушек и чаек, ждешь у моря погоды,
Решаешь, что наверное - завтра, если уж не сегодня,
Бухгалтерия погрязла в хаосе, грусти, противоречиях,
Одни и те же приметы всегда означают разное,
Закономерности иллюзорны. Дождь идет бесконечно.
Скоро какой-нибудь праздник. Праздники надо праздновать.
Не знаю, что за праздник отмечали в этот день террористы. Но ты, Аня, была для нас настоящим праздником любви и жизни – теплым, нежным, светлым – как Рождество, которое ты любила. Трудно будет без тебя.
 
Алена Воробьева.
26-27 января 2011 года.
Copyright: Алена Воробьева, 2011
Свидетельство о публикации №252399
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 27.01.2011 03:53

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта