Книги с автографами Михаила Задорнова и Игоря Губермана
Подарки в багодарность за взносы на приобретение новой программы портала











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Главный вопрос на сегодня
О новой программе для нашего портала.
Буфет. Истории
за нашим столом
1 июня - международный день защиты детей.
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Конкурсы на призы Литературного фонда имени Сергея Есенина
Литературный конкурс "Рассвет"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

Конструктор визуальных новелл.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Маронов
Объем: 5947 [ символов ]
Старость
Образ старости
Переживания своего возраста у всех свое. Часто на года, на просто кален-дарные годы в нашем сознании нанизываются социальные конструкты возрас-тов, которые проживают в массовом сознании и предписывают нам с вами раз-ные возрастные игры. Дошколята смотрят на второклассников как на патриар-хов, на пятиклассников – как на недостижимый авторитет, а дальше – уже не воспринимаются образы возрастов, они слишком далеко. Родители ничего не понимают не потому, что глупые, а потому, что старые. Помню, студентами мы смотрели на наших преподавателей как на старые пыльные фолианты в Горь-ковке, и поверить, что они могут любить, ссориться, купаться в речке, пить пиво - было невозможно. И сегодня, пытаясь понять свой возраст, я пытаюсь при-слушаться – слышу ли, вижу ли себя через 10 лет? Через 20? Через 30? И очень мешают образы возрастов, навязываемые мне массмедиа – кино, телевидением, рекламой, - вообще постоянно мелькающими перед глазами картинками, где изображен возраст. Кстати, возраст – один из самых мощных, пусть и подспуд-ных, объектов на рекламе – что бы вам ни впаривали, от сигарет до моющих веществ, это всегда делается от имени какого-то определенного возраста. Я хочу сказать, что разные образы возрастов, и старости в том числе, порхают и плава-ют в попкультуре повсеместно. Наверное, это тоже важно для самоопределения человека, для его жизненного тонуса. Но речь идет о том, что случается в наших душах вне и помимо столкновения ходульных, массовых, стандартизированных возрастных клише.
Старость – и глубоко индивидуальное переживание, и, увы, совершенно неизбежное состояние. Не только тела, но и души. О теле мы не говорим. Те-лесные ограничения «по старости» напрямую не связаны с душевными состоя-ниями. Конечно, больно отмечать, что взгляд сексапильных встречных прохо-жих больше не фиксируется на моей персоне, в лучшем случае равнодушно скользнет и не торопясь, не прячась, скользит по другим поверхностям. Конеч-но, просто отвратительно находиться рядом в метро или автобусе рядом с моло-дыми, красивыми, самоуверенными людьми, не отравленными пристальным вниманием к своим годочкам, которые смотрят на тебя, не скрывая мысли – может надо уступить вам место? Но это все уколы, а не раны. Ранит, отравляет и губит медленное, но верное вползание в душу вчера еще неведомой, часто не-опознаваемой, но грозной силы – Танатоса. Это она вытесняет и крошит преж-нюю субстанцию нашей жизни, нашей души – Эрос, и именно от нее нет избав-ления, и именно с ней мы и ведем самую отчаянную борьбу. И именно в этой борьбе, совершенно бесперспективной, обреченной на полное и окончательное поражение, мы и одерживаем самые свои значительные победы, и временно от-воеванные плацдармы становятся для нас самыми дорогими твердынями.
Как можно увеличить число и глубину побед? Нужно ли начинать по-раньше, чтобы умножить их заранее? Что значит «всему свое время» - фатализм в определении своих возрастных самочувствий, внутреннее упрямство и сила - или покорное и смиренное поражение? Должны ли мы думать об этом как о фи-лософской проблеме? Как? Нужно ли следовать – и насколько – предписаниям мудрецов, древних и не очень, пытавшихся заглянуть за непрозрачную пелену времени?
Позитивное значение «второй стадии» жизни (по выражению Б. Фридан), возможно, с тем и связано, что ей открыта последняя черта, человек живет уже всерьез, потому танцевать и веселиться так беззаботно ему уже не дано. И если мы говорим, что любой возраст надо ценить как самодостаточный, что детство, например, это не просто будущая юность, а юность – не просто будущая зре-лость, так разве можно считать, что зрелость и старость – это просто грядущая смерть? Разве страх, или что там – покорное безразличие, трепетное смирение, малодушное игнорирование - у всех свое, – закрывают саму возможность пози-тивно осмыслить власть Танатоса, предлагая идеологические, религиозные или суеверные суррогаты собственного, прямого, честного и осмысленного отноше-ния к старости? Вообще-то мы уже умеем распознать и даже противостоять стандартам массового сознания, когда речь идет о нормах поведения, потребле-ния, демонстрации внутренних состояний, - но с возрастом это не удается. Вспомните, как ранили нас в детстве дразнилки, - до слез, до драки, до полного разрыва закадычной дружбы. Как дружно мы курили, как дружно пробовали пе-реступать запретные черты - в языке, в выпивке, в любви, в чем угодно – но только и исключительно в признанной данным возрасте стилистике. «Боже, как я могла надеть такую шляпку!»
Но освободиться от тенет возраста – под силу ли нам? Надо ли это де-лать: может быть, каждый возраст силен своими чарами? Старость – своими? Мудрость, очень дистанцированная и продуманная включенность в житейские ситуации, масштаб, выходящий за пределы наличной суетливой жизни – да ма-ло ли в старости плюсов? Слово, весящее пуды, взгляд, как приговор, мысль, мудрая как змий – это чье, разве не старости приметы?
И еще один вечный мотив – а после меня, что будет с моей жизнью после меня, она кому-то что-то даст? И в этом ли моя задача, кому-то что-то давать, может надо брать побольше, там уже ничего не дадут? Надо ли вообще стре-миться быть чем-то после жизни, если в жизни ничего путевого не вышло? Где баланс? Хорошо, если боги берут взятки (понятно, не только деньгами, денег у них и так хватает. Добрыми делами.). А то как бы мы могли рассчитывать на снисхождение?
Как надежнее спасти свою душу – по рецептуре православной ортодок-сии? Мусульманства? Иудеев? Кришнаитов? На всякий случай по всем сущест-вующим рекомендациям? Строить церкви? Бежать в монастыри? Конфессио-нальная рецептура вряд ли может считаться «трансцендентальной». Спасти ду-шу – это значит, как правило, просто найти замену жизни. Потому что в жизни святоши видят только грех.
Чем же оправдана полноценная старость? Может, все-таки строить ком-мунизм? Или копить деньги своим кровным родственникам?
А.А. Воронин
Copyright: Маронов, 2008
Свидетельство о публикации №182816
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 08.10.2008 09:16

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Татьяна Крючкова[ 21.10.2009 ]
   У Вас пока одни вопросы, а в них - варианты ответов. Это размышление - "затравка"­ для дискуссии.
 
Маронов[ 21.10.2009 ]
   верно. и для размышлений - Вы же знаете, что дискуссии бывают пустословными.

Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта